Испокон веков из поколения в поколение на Руси передавался опыт наблюдений за окружающей природой. Так сформировалась целая система предсказаний и примет, связанных с природой – календарь народных примет.
Любой день календаря народных примет назван именем христианского святого, поминаемого в этот день. И это несмотря на то, что сам календарь примет был сформирован задолго до того, как на Руси было принято христианство. Объясняется этот факт тем, что после крещения Руси главные христианские праздники и дни памяти почитаемых в народе Божьих угодников (святых) не просто «наложились» на языческие культы и праздники, но и тесно переплелись с ними.
Несколько веков на Руси существовало «двоеверие»: языческая религия со своими обрядами соседствовала с христианством. Да и по сей день мы наблюдаем следы этого: несмотря на господство христианской религии, старые языческие празднества с их обрядами в нашей жизни все-таки присутствуют.
Так, например, языческий праздник Ивана Купалы совпадает с большим христианским праздником – Рождеством Иоанна Крестителя. Само название языческого праздника – Иван Купала – напоминает нам о «купании» Иоанном Крестителем Иисуса Христа во время его крещения. Можно сказать, что название «Иван Купала» - народная версия имени Иоанн Креститель.
Ярким примером смешения языческих и христианских обрядов являются святочные обряды (святки). Ходить под Рождество колядовать – христианская традиция. Наряду с ней по сей день живет языческий обычай надевать маски зверей, рядиться в шкуры животных, дабы своим видом отпугнуть нечистую силу.
Необходимо еще отметить, что народный календарь описывает весь год жизни крестьянина, день за днем. И приметы, и большая часть праздников в народном календаре была так или иначе связана с занятиями крестьянства (основным из которых являлось земледелие).
В любом месяце выделялись также несчастливые («зряшные») дни, когда набирает силу нечистая сила, - в этот день не рекомендовалось начинать никаких дел, выходить на улицу и т.д. Откуда это пошло, сказать сложно, но наши предки неукоснительно во все это верили.
Календарь цикличен, как и человеческая жизнь. Весну (юность) сменяет лето (молодость и расцвет), затем приходит осень (время пожинать плоды своей жизни), которая сменяется зимой (временем мудрости и покоя). Жизнь крестьянина на Руси выстраивалась в соответствии с циклами природы - народный календарь был календарем земледельческим. |