Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 02:08

Детский сад №4 

КОЛОСОК

с.Константиновка
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [20]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация работы в МДОУ детский сад № 4 «Колосок» с семьями «социального риска».
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
- социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
- медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
- социально-демографические (неполная, многодетная семья , семьи с
повторными браками и сводными детьми , семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);
- социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными
отношениями супругов, родителей и детей, деформированными
ценностными ориентациями);
психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;
- криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,
семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.
Механизм выявления неблагополучных семей.
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (педагога-психолога,воспитателей, заведующего, заместителя заведующего) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
утомленный, сонный вид;
санитарно-гигиеническую запущенность;
склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
неумеренный аппетит;
задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
привлечение внимания любым способом;
чрезмерная потребность в ласке;
проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье проявляются:
в боязливости ребенка;
в выраженном страхе взрослых;
в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания;
в боязни идти домой;
в жестоком обращении с животными;
в стремлении скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагоги ДОУ формируют и реализовывают систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального благополучия.

Признаки неблагополучия в семье
Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка : скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.
При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй
Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
Четвёртый этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей её целей.
Шестой этап: составление карты семьи.
Седьмой этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.
Восьмой этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй. дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.).
Девятый этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями: образовательные учреждения, отдел опеки и попечительства.
Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.
Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи. Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей
1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;
участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;
контроль за состоянием здоровья и оздоровления детей;
поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
защита интересов опекаемых;
законодательное просвещение;
практические мероприятия для семьи.
2. Многодетные семьи:
содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;
организация благотворительной помощи;
рекомендации по организации семейного досуга;
законодательное просвещение;
совместные мероприятия для детей.
3. Неполные семьи
психолого-педагогическое консультирование
организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
законодательное просвещение.
4. Проблемные семьи:
изучение динамики развития проблемы семьи;
общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
законодательное просвещение.

План работы с неблагополучными семьями

Наименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные

Выявление неблагополучных семей
По мере выявления Администрация, воспитатели,

Изучение причин неблагополучия семьи В течение года, ежемесячно Воспитатели

Выяснение причины непосещения ребенком ДОУ В течение года
Воспитатели, органы опеки и попечительства.
Ведение картотеки неблагополучных семей В течение года
Воспитатели
Деловая игра для педагогов по теме: «Знаем ли мы права детей »;
Консультация для работников ДОУ «Жестокое обращение с детьми » По плану Педагог-психолог
Консультации для родителей по теме «Права ребенка - соблюдение их в семье »; «Роль матери и отца в воспитании ребенка». По плану
Педагог-психолог
Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей». В течение года
Воспитатели групп
Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей. Сентябрь
Заместитель заведующей
Собрание родительского комитета с приглашением родителей из неблагополучных семей. По мере необходимости
Администрация, педагог–психолог, воспитатели

Рейды в неблагополучные семьи. По мере
необходимости Воспитатели
Сотрудничество с Муниципалитетом (органы опеки и попечительства), ОПДН Константиновского района. В течение года Администрация,

Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей. Ежедневно
Воспитатели

Совместная деятельность с
родительской общественностью и
родительским комитетом по выявлению неблагополучных
семей и оказанию им
посильной помощи. В течение года Администрация,
Воспитатели.

Совместная деятельность с
администрацией СОШ, по
передачи необходимой
информации о
неблагополучных семьях
выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического
сопровождения. Апрель-май
Администрация,
психолог СОШ.

Организация совместной
деятельности с родителями
воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, игровые тренинги, встречи
с целью профилактики
неблагополучия в семье. В течение года
Сотрудники ДОУ

Анализ работы с
неблагополучными семьями. Январь, май
Администрация, педагог-психолог
воспитатели,

АКТ
ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ

Дата: «_____» ____________20__г ____ час.
Семья воспитанника (ов) МДОУ детский сад № 4 «Колосок»__________________________________________________________________
Проживающая по адресу:____________________________________________

Цель обследования : условия жизни и воспитания ребёнка____________________________________________________________

Состав семьи: _____________чел.
Семья занимает ______________ комн. квартиру
В момент посещения дома находились: ________________________________
__________________________________________________________________
Санитарное состояние жилья на момент проверки:__________________________________________________________
Результат проверки (рекомендации, заключения): _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверку провела (и):

Акт
обследования семьи по причине непосещения ребенком
МДОУ детский сад № 4 «Колосок»

Дата проведения обследования по телефону, на дому (нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________
Ф.И.О ребенка _____________________________________________________
Группа:____________________________________________________________Сведения о родителях (законных представителях)
Мать: ______________________________
Место жительства: ____________________________________________________________________________________________________________________________________Последнее число посещения ребенком ДОУ __________________________________________________________________Причина непосещения ребёнком ДОУ:
_________________________________________________________________
Результаты обследования (рекомендации, заключения): __________________________________________________________________

Воспитатель:
Категория: Мои статьи | Добавил: Инночка (04.11.2013)
Просмотров: 1529 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz